Здоровье ребёнка в руках взрослого.

Тихая полноводная река, в ней купаются дети, не умеющие хорошо плавать. Впереди – огромный водопад. Неожиданно течение подхватывает и уносит детей. Они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть, а мы взрослые стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение и учить их плавать.

Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего укреплению и сохранению здоровья.

Состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего. И рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной экологической обстановкой, с постоянным ростом нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии, но и с отказом родителей вести здоровый образ жизни!!!

Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. В результате мы имеем формирование у детей вредных привычек, от которых избавиться бывает очень трудно.

Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

Хочется донести родителям значение ежедневного воспитания своего ребенка, обучения искусству укрепления здоровья. Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:

  • знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
  • умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;
  • понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
  • знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
  • умение правильно строить режим дня и выполнять его;
  • нание основных правил рационального питания с учетом возраста;
  • понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
  • знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
  • знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;
  • знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;
  • умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
  • умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;
  • знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни;
  • умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни.

Форимрование ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи.

Родители должны развивать интерес ребенка к профессиональной и бытовой деятельности членов своей семьи, формировать понимание их социальной значимости. Воспитывать в ребенке доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, положительную самооценку, оптимистическое отношение к жизни, умение выражать свои чувства, способность верить в собственные силы и доверять миру. Развивать у него навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, умение понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе.

Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению.

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:

- положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

- уменьшение заболеваемости;

- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

- снижение уровня тревожности и агрессивности.

Дорогие родители!

Ваш ребенок – это Ваше будущее, Ваше продолжение. И Вы, конечно, хотите, чтобы оно было достойным.

Мы тоже искренне заинтересованы в том, чтобы Ваш ребенок стал полноценным Человеком, культурной, самостоятельной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Мы предлагаем Вам сотрудничество в воспитании Вашего ребенка. Для этого вам в помощь разрабатывается курс лекций о здоровом образе жизни памятки для родителей. Первая лекция посвящается основным правилам воспитания.

Вот эти правила:

1. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится о всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон. С самого раннего возраста приучайте его выполнять определенную, с возрастом усложняющуюся работу, для себя и всей семьи.

2. Главное средство воспитания – это пример родителей, их поведение. Слова тоже нужны, но это вспомогательное средство.

3. Не забывайте, если родители постоянно недовольны, упрекают ребенка, раздражены – ребенок будет искать другое место для проведения времени, стремиться уйти из дому.

4. Если Вы говорите ребенку, что он плохой, он никогда не вырастет хорошим. Дети не могут быть плохими, они могут совершать плохие поступки, но в этом вина взрослых. .

5. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже проступки и ошибки обсуждаются без брани и истерики. Берегите здоровье свое и своих детей. Помните: большинство заболеваний возникает на нервной почве!

6. Развитие ребенка – это развитие его самостоятельности. Не опекайте его сверх меры. Помогайте ребенку в приобретении умений и навыков, не делайте за него то, что он может сделать сам. Не страшно, если ребенок делает не так, полезен опыт ошибок. Обсудите ошибки вместе и позвольте попробовать еще раз.

7. Основа поведения ребенка – это его привычки. Следите за тем, чтобы у него закрепились хорошие привычки, а не дурные. Первое время необходим строгий, регулярный контроль, но, когда привычка сформирована, предоставьте ребенку больше самостоятельности. Родители должны поставить цель: сформировать ту или иную привычку, а не много сразу. Говорят «Вода камень точит», а еще говорят «Легче медведя научить кататься на велосипеде». Но научить и медведя можно, но не всему сразу. Главное подобрать правильные методы, запастись терпением и Вы обязательно добьетесь своего.

8. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его самостоятельно заботиться о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что за годы обучения в школе ребенок переживет несколько возрастных кризисов. Будьте внимательны к ребенку в эти периоды, меняйте стиль своего отношения к нему при переходе от одного возрастного этапа к другому.

9. Избегайте крайностей в любви к ребенку. Ребенок должен чувствовать себя членом семьи, но не её центром. Когда родители приносят себя в жертву ребенку, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой и зачастую за безрассудную любовь к себе отплачивает злом, пренебрежением к родителям, к семье, к людям. С другой стороны, равнодушие, пренебрежительное отношение к ребенку тоже очень вредно.

10. Научите детей одеваться соответственно обстановке: на занятиях должен быть строгий рабочий стиль одежды, на физкультуре спортивная форма, на вечер одеваются нарядно, на трудовые десанты одевают такую одежду, которую не страшно испачкать.

11. Научите ребенка различать добро и зло, осознать вред курения, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, семью, школу, свою станицу; с добром относиться к людям.

Желаем Вам успехов. Пусть Ваш ребенок приносит Вам радость и счастье!

Источник http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2013/02/05/zdorove-rebyonka-v-rukakh-vzroslogo-lektoriy-dlya

Статьи по теме

60 шагов к тому, чтобы вырастить счастливого ребенка

7 ошибок воспитания, которые мешают детям добиваться успеха

19 заповедей Марии Монтессори для родителей

10 заповедей Януша Корчака для родителей

Как правильно хвалить ребенка

Пределы дозволенного: осваиваем без насилия

Как справиться с обидой?